mislpronzaya: (солнце)
[personal profile] mislpronzaya
"Свадьба уходом" - в большом обыкновенье у заволжских раскольников.
Это - похищение девушки из родительского дома и тайное венчанье с нею
у раскольничьего попа, а чаще в православной церкви, чтоб дело покрепче
связано было. Венчанье у раскольничьего попа поди еще доказывай, а в церкви
хотя не по-старому венчаны, хоть не посолонь вкруг налоя вожены, да
дело выходит не в пример крепче: повенчанного в великороссийской с женой не
развенчаешь, хоть что делай. Оттого при "свадьбах уходом" раскольники
больше и бегают к церковному попу, особенно если бедняку удастся подхватить
дочь тысячника.
Обычай "крутить свадьбу уходом" исстари за Волгой ведется, а держится
больше оттого, что в тамошнем крестьянском быту каждая девка, живучи у
родителей, несет долю нерадостную. Девкой в семье дорожат как даровой
работницей и замуж "честью" ее отдают неохотно. Надо, говорят, девке
родительскую хлеб-соль отработать; заработаешь - иди куда хочешь. А срок
дочерниных заработков длинен: до тридцати лет и больше она повинна у отца с
матерью в работницах жить.
Девки не бойкие, особенно те, кого бог красотой обделил, засиживаются
и стареют в родительском дому за денноношной работой. Минет тридцать лет -
куда ей деваться? Редко выищется такой человек, чтобы взял за себя старую;
разве иная за вдовца старика на большую семью пойдет. Старой девке середь
молодых уж и места нет - все ее чуждаются... Ни на супрядки зимой, ни
в хороводы летом... Молодые парни в глаза смеются над перестаркой... Куда
деваться, к чему себя пристроить, а умрут отец с матерью, куда приклонить
голову?.. И принимается девка за "душеспасенье": в скит пойдет,
либо выпросит у отца кельенку поставить на задворице, и в ней, надев черный
сарафан и покрыв черным платком голову, в знак отречения от мира, станет за
псалтырь заказные сорокоусты читать да деревенских мальчишек грамоте
обучать,- тем и кормится. По времени в келейку ее три-четыре таких же
старых девок наберется, заведут они "общежитие",- смотришь, маленький
скиток в деревне завелся: и моленная в нем и служба вседневная,
покуда полиция, проведав про богомолок, не разгонит их по своим местам,
откуда которая пришла.
Девка побойчей да покрасивей не так делает. Спознается на супрядках
либо в хороводе с молодым парнем, непременно из другой деревни, полюбят они
друг дружку и станут раздумывать, отдадут родители девицу "честью", аль
придется свадьбу уходом играть. Нет надежды на согласие, девушка тихонько
сберет приданое и всю одежу, какая есть у ней, передаст возлюбленному,
а потом и сама на условное место придет. Жених кидает невесту в сани и с
товарищами мчится во весь опор к попу. Родители, узнав про уход дочери,
тотчас лошадей запрягать, в погоню скакать, родных, соседей на
ноги поднимут, рассыплются по всем сторонам беглецов искать. Случается, что
настигают. И тогда зачнут у поезжан "отбивать невесту"... Иной раз тут дело
до крови доходит. Но не всегда так бывает; обыкновенно жених с невестой
успевают доскакать до попа и обвенчаться. Затем муж везет молодую жену к
своим родителям, те уж дожидаются - знают, что сын поехал сноху им
выкрасть, новую даровую работницу в дом привезти, с радостью встречают они
новобрачных. На другой, либо на третий день новобрачный с женой
отправляется к тестю прощенья просить. Там принимают его с бранью, дочь
с проклятьями. Вся деревня сбежится смотреть, как молодые, поклонясь в
землю, лежат, не шелохнувшись, ниц перед отцом, перед матерью, выпрашивая
прощенья, а отец с матерью ругают их ругательски и клянут, и ногами
в головы пихают, а после того и колотить примутся: отец плетью, мать
сковородником. Наконец, уходится сердце родительское. За побоями да за
бранью мировая следует, но уж кроме того что успела невеста жениху перед
уходом передать, никакого приданого ей не дается. Не бывает при свадьбе
уходом ни "горного стола", ни подарков, все оканчивается двумя обедами
родителей одних и других. Случается, и это бывает нередко, что родители
жениха и невесты, если не из богатых, тайком от людей, даже от близкой
родни, столкуются меж себя про свадьбу детей и решат не играть свадьбы
"честью", во избежание расходов на пиры и дары. А велят деткам самим
справлять свадьбу, как знают. При этом, однако ж, весь обряд чин чином
соблюдается: и погоня во все стороны, и брань с проклятиями при встрече, и
топанье ногами, и битье плетью и ухватом на глазах сбежавшейся деревни: все
как следует. Но когда родительское сердце утолится и руки
колотить новобрачных устанут, мирятся, и тем же ухватом, что мать дочку
свою колотила, принимается она из печки горшки вынимать, чтоб нарочно
состряпанным кушаньем любезного зятюшку потчевать.

* Похоже на обычай "украсть невесту" на Кавказе.

Profile

mislpronzaya: (Default)
mislpronzaya

April 2017

S M T W T F S
       1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 24th, 2017 05:09 am
Powered by Dreamwidth Studios