Баня

Apr. 18th, 2017 05:40 pm
mislpronzaya: (солнце)
[personal profile] mislpronzaya
По строгому  монастырскому  уставу,  что  содержится  в скитах, баня  не  дозволяется.
Мыться в бане, купаться в реке, обнажать свое тело  -  великий  грех,  а  ходить  век  свой  в грязи  и всякой нечистоте -
богоугодный  подвиг, подъятый ради умерщвления плоти.

Возненавидь тело свое,
смиряй его  постом,  бдением,  бессчетными земными поклонами, наложи на себя
тяжелые  вериги,  веселись  о  каждой  ране, о  каждой болезни, держи себя в
грязи   и   с   радостью отдавай   тело   на   кормление   насекомым,-   вот
завет византийских  монахов,  перенесенный  святошами и в нашу страну.

Но не весь  этот завет исполняется. Старые народные обычаи крепко держатся, и баня
с  вениками, которым,  говорят, еще  апостол  Андрей  дивовался на Ильмени,
удержалась  и  в  пустынях, и в монастырях, несмотря на греческие проклятья.
Не   ходят   в   баню   лишь те   скитские   жители,   что  самое  подвижное
житие провождают,  да  и  те  ину  пору  не могут устоять против "демонского
стреляния"  -  парятся.  В  Красноярском скиту от бани никто не отрекался, а
сам  игумен  ждет,  бывало,  не дождется  субботы, чтоб хорошенько пропарить
грешную плоть  свою.

Оттого  банька  и  была  у  него  построена  на славу:
большая,  светлая,  просторная,  с  липовыми полками  и лавками, менявшимися
чуть  не  каждый  год. Узнав из письма, присланного паломником из Лукерьина,
что  Патапа Максимыча  хоть  обедом не корми, только выпарь хорошенько, отец
Михаил  тотчас послал в баню троих трудников с скобелями и рубанками и велел
им  как можно  чище и глаже выстрогать всю баню - и полки, и лавки, и пол, и
стены,  чтобы  вся  была,  как  новая.

 Чуть не с полночи жарили баню, варили щелоки,   кипятили  квас с  мятой  для  распариванья  веников
 и  поддаванья на каменку.  Диву  дался  Патап  Максимыч, войдя в баню; уважение его к отцу
Михаилу  удвоилось.  Такой баней сроду никто не угощал его. В предбаннике на
лавках   высоко,   в несколько   рядов,   наложены   были   кошмы,  покрытые
белыми простынями;  весь  пол  устлан  войлоками, и на них раскидано пахучее
сено,  крытое  тоже  простынями.  В бане на полках и на лавках настланы были
обданные  кипятком калуфер,  мята,  чабер,  донник  (Калуфер,  или кануфер,-
balsamita   vulgaris;   чабер   - satureia  hortensis:  донник  -  melilotus
officinalis.)  и  другие  пахучие  травы.

  На  лавках  лежали  веники, стояли
медные  луженые тазы со щелоком и взбитым мылом, а рядом с ними большие туес
(Бурак,   сделанный  из  бересты,  с  тугою  деревянною  крышкой. ), налитые
подогретым  на  мяте квасом для окачивания перед тем, как лезть на полок. На
особом,    крытом   скатертью, столике   разложены   были   суконки,   мелко
расчесанные вехотки  (Вехотка  - пучок расчесанного мочала. Суконка - лоскут
сукна или байки, которым мылятся.) и куски казанского яичного мыла.

Две  пары  веников  охлыстали  бельцы  о Патапа Максимыча,  а  он таял в восторге да покрикивал: - Поддавай, поддавай
еще!..  Прибавь парку, миленькие!.. У, жарко!.. Поддавай а ты, поддавай!.. И
дюжие  бельцы, не жалея мятного кваса, плескали на спорник (Крупный булыжник
в  банной  каменке;  мелкий  зовется "конопляником". )  туес за туесом и, не
жалея  Патапа  Максимыча,  изо  всей  силы хлыстали  его  как  огонь жаркими
вениками.  Вдруг  Патап Максимыч  прыгнул  с  полка  и  стремглав  кинулся к
дверям. Распахнув  их,  вылетел  вон из бани и бросился в сугроб. Снег обжег
раскаленное  тело, и с громким гоготаньем начал Чапурин валяться по сугробу.
Минуты  через две вбежал назад и прямо на полок. - Хлыщи жарче, ребятушки...
Поддавай,  поддавай, миленькие!..- кричал он во всю мочь, и бельцы принялись
хлыстать  его  еще пуще прежнего. Три раза валялся в сугробе Патап Максимыч,
дюжину веников  охлыстали  об  него здоровенные бельцы, целый жбан холодного
квасу  выпил  он,  запивая  банный пар, насилу-то, насилу отпарился.





Любители обкорнать историю русского христианства настаивают: апостол Андрей до русского севера не доходил. Настаивают вопреки свидетельству целого ряда рукописей. См. статью «Две тысячи лет христианства на Валааме» (Дмитрий Логинов, 2016).
Такой, например, «аргумент» приводят: «Мало ли чего написано в летописях. Там сказано, будто бы Андрей у словен в бане мылся. Апостол в бане это нелепо. Значит и все остальное выдумка». Почему же нелепо? Но подобные критиканы объяснениями себя затруднять не любят.
Серьезные же исследователи поясняют – и очень подробно – как раз вот почему ЛЕПО. Один из таких А.Ю. Лаптев. Цитирую кратко из его трактата «Старая Руса: от апостола Андрея до князя Аскольда»:
«Словенские бани земли, в последствии названной Новгородской – за их особенностями наблюдал и даже дивился, согласно свидетельствам русских летописей, святой апостол Андрей Первозванный. Эти древнерусские бани есть ни что иное, как бани-солеварни Русского Приильменья.
В монографии «Русская земля…» А.Н. Насонов разбирая текст Ипатьевской летописи: «и прииде к бани, рекомеи Родна», далее комментировал: «Баня означает вообще соловарня». В своих комментариях, но уже к тексту Галицко-Волынской летописи и Н.Ф.Котляр подтверждает древнее значение слова «баня», как «солеварня». В «Славянских древностях» Любор Нидерле указывал, что в старину слово «бана» обозначало яму, из которой выкапывалось соленосное сырье. В Карпатах слово «БАНЯ» означает конкретно «СОЛЕВАРНЯ».
Так вот, в Приильменье, куда приходил Андрей, именно на территории бывших великокняжеских соленых варниц расположен курорт «Старая Русса». По словам первого российского историка В.Н. Татищева: «Древний руссов город в устье Ловоти близ озера Ильменя доднесь Старая Русь или Руса знаем».
«Соль земли» — эти библейские слова принадлежат самому Иисусу Христу, обращенные в нагорной проповеди к своим ученикам-апостолам.
Но вернемся к посещению апостолом Андреем словенской земли и к его знакомству с местными банями-солеварнями… В словенских землях, а конкретнее к западу и югу от озера Ильмень соленые источники бьют и поныне. Название реки Шелони (Шолоны или Солоны) в Приильменье большинство ученых — этимологов напрямую связывает со словом «соль» с солеными промыслами словенской земли.
Именно солевары и солеторговцы, все те, кто неразрывно был задействован на процветание соленого промысла, могли себе позволить по-настоящему попариться в бане… Сам процесс сушки уже вываренной, но еще влажной соли заставлял создавать в солеварницах отдельные комнаты, где соль высушивалась. Такие комнаты-сушки соли обыкновенно использовались дополнительно как парилки.
В летописном рассказе о знакомстве апостола Андрея с особенностями словенских бань… помимо устья Днепра и территории ильменских словенорусов также перечисляются и следующие города: Синопа – на южном берегу Понта (Черного моря), Корсунь (Херсонес) в Крыму, а также города: Киев и Рим. За исключением Киева все эти города были вовлечены в успешный соленой промысел.
Святой апостол Андрей Первозванный прекрасно сознавал важность соли для сохранения той же рыбы на продажу. Что в Синопе, что в Херсоне, что на озере Ильмень, его прошлый опыт рыбака-профессионала всегда выручал, помогал знакомству с людьми, с теми же рыбаками и торговцами соли.
Путь апостола Андрея охватил как Синопу (засол рыбы), так и Корсунь (Херсон, засол осетровых) и прошел через Ильменских словенорусов (солеварни) и далее вывел наконец в Рим, возможно даже по древней дороге Италии – «Соленой», то здесь логика выбора маршрута самим апостолом понятна, где соль – там и торговый путь, где торговый путь – там и крупнейшие рынки земель, места наибольшего многолюдья, где надлежит звучать проповеди. В предисловии к «Истории русской церкви» митрополита Макария читаем: «Дело в том, что путь апостолов был путь торговых сношений…».
Первый русский историк В.Н.Татищев: «И как все древние писатели до Христа и вскоре после Христа: Геродот, Страбон, Плиний и Птолемей — многие города по Днепру кладут, то видно, что Киев и до Христа был населен… Иоаким [летопись] же точно говорит: Андрей в Киеве крестил».
Вероятно, апостол Андрей рассказывал в Риме не только про обычай словенорусов обливаться студеной водой на морозе (что привычно для закаленного организма солевара), но и про бани-солеварни Приильменья. Впрочем, сам летописный текст и прежде всего слова апостола Андрея «о словенских банях» ни в коей мере не противоречат утверждению о знакомстве первого ученика Христа с солеварами Приильменья, и в летописи сохранилась, возможно, лишь часть рассказа о путешествии апостола Андрея по Новгородской Земле.
Потомки древних кельтов – шотландцы считают апостола Андрея и своим покровителем. Существующий сегодня в Шотландии город Сент-Андрус носит имя святого апостола Андрея Первозванного. (Когда римские миссионеры приходили обращать кельтов, они обнаруживали, что часть их высших друидов — уже веруют во Христа. Более того, это кельты научили римлян поклоняться кресту, а не наоборот. А именно в Андрея был жезл, навершием которого служил крест. Интересно, между прочим, созвучие кельты/кольты/колоты/сколоты. — примечание Д.Л.) Полностью поддерживая позицию академиков О.Н.Трубачёва и В.В.Седова о симбиозе между кельтами и славянами (вообще-то «симбиоз» это термин биологический, он бывает например между грибами и водорослями, а между кельтами и сколотами лучше говорить о содружестве, сродстве и родстве — примечание Д.Л.) на ряде территорий древней Европы — в таком именно контексте необходимо рассматривать и сами «андрусовские» географические названия на пути следования первого ученика Христа по Русской Земле от Крыма до Ладожского озера:
http://rst.svainstitute.ru/duxovnaya-istoriya/pervozvannyj-apostol-v-slovenskix-banyax.html
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

mislpronzaya: (Default)
mislpronzaya

April 2017

S M T W T F S
       1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 202122
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 24th, 2017 07:32 pm
Powered by Dreamwidth Studios