mislpronzaya: (солнце)
-  Чему  на небе деяться? - молвил Патап Максимыч.- Ничего не деялось -
небо как небо.
     -  То-то  и есть, что деялось,- сказал дядя Онуфрий.- Мы видели, что на
небе  перед полночью  было.  Тут-то  вот  и  премудрая,  тайная  сила творца
небесного...  И  про  ту силу великую не то что мы, люди старые, подростки у
нас знают... Петряйко! Что вечор на небе деялось? - спросил он племянника.
     -  Пазори  (Пазори  - северное сияние. Слова "северное сияние" народ не
знает. Это  слово  деланное,  искусственное, придуманное в кабинете, едва ли
не  Ломоносовым,  а  ему,  как  холмогорцу,  не могло  быть чуждым настоящее
русское   слово  "пазори". Северное  сияние-  буквальный  перевод  немецкого
Nordlicht.  У  нас  каждый  переход столь обычного на Руси небесного явления
означается   особым метким   словом.   Так,   начало   пазорей,   когда   на
северной стороне  неба  начинает  как  бы  разливаться  бледный  белый свет,
подобный  Млечному Пути, зовется отбелью или белью. Следующий затем переход,
когда   отбель,   сначала принимая   розовый   оттенок,   потом   постепенно
багровеет, называется     зорями     (зори,     зорники).     После    зорей
начинают обыкновенно  раскидываться  по  небу  млечные  полосы. Это называют
лучами.  Если явление продолжается, лучи багровеют и постепенно превращаются
в  яркие,  красные и других цветов радуги, столбы. Эти столбы краснеют более
и  более,  что называется багрецы наливаются. Столбы сходятся и расходятся -
об     это     говорится: столбы     играют.     Когда    сильно    играющие
столбы сопровождаются  перекатным  треском  и как бы громом - это называется
сполохами.  Если  во время северного сияния зори или столбы мерцают, то есть
делаются  то  светлей, то бледней, тогда говорится: "Зори или столбы дышат".
Наши  лесники,  равно  как  и  поморы, обращающиеся с компасом, давным-давно
знают,   что   "на пазорях   матка   дурит",   то   есть  магнитная  стрелка
делает уклонения.  Случается,  что  небо  заволочено тучами, стоит непогодь,
либо  метель  метет,  и  вдруг  "матка задурит". Лесники тогда знают, что на
небе  пазори  заиграли,  но  за тучами их не видать. Замечательно, что как у
поморов, так  и  у  лесников  нет  поверья, будто северное сияние предвещает
войну  либо  мор.  Свойство  магнитной  стрелки  и влияние  на нее северного
сияния   они   называют   "тайной божьей  силой".)  играли,-  бойко  тряхнув
белокурыми  кудрями, ответил  Петряй.-  Вечор,  как  нам  с лесованья ехать,
отбель  по  небу  пошла,  а  там  и  зори  заиграли, лучи  засветили, столбы
задышали,  багрецами  налились и заходили по небу. Сполохи даже били, как мы
ужинать сели:  ровно  гром  по  лесу-то,  так  и  загудели... Оттого матка и
дурила, что пазори в небе играли.
mislpronzaya: (солнце)
Охоч лесник и до "продажной дури" - так зовет он зелено
вино,-  но во время лесованья продажная дурь не дозволяется. Заведись у кого
хоть косушка  вина, сейчас  его  артель  разложит,  вспорет и затем вон без
расчета. Только  трижды  в  зиму  и  пьют:  на Николу,  на  рождество да на
масленицу,  и  то  по  самой малости.  Брагу  да сусло пьют и в зимницах, но
понемногу и то на праздниках да после них...
....
Закричал  Захар  пуще  прежнего, даже с места вскочил, ругаясь и сжимая
кулаки,  но  дядя Онуфрий одним словом угомонил расходившихся ребят. Брань и
ссоры  во все лесованье не дозволяются. Иной парень хоть на руготню и голова
-  огонь  не  вздует,  замка  не  отопрет, не выругавшись, а в лесу не смеет
много  растабарывать,  а рукам  волю  давать  и не подумает... Велит старшой
замолчать, пали  сердце  сколько  хочешь, а вздориться не смей. После, когда
из  лесу  уедут, так хоть ребра друг дружке переломай, но во время лесованья
-   ни-ни.   Такой обычай   ведется  у  лесников  исстари.  С  чего  завелся
такой обычай?   -   раз  спросили  у  старого  лесника,  лет  тридцать сряду
ходившего  лесовать  хозяином. "По нашим промыслам без уйму нельзя,- отвечал
он,-  также вот и продажной дури в лесу держать никак невозможно, потому, не
ровен час,  топор  из  рук  у  нашего брата не выходит... Долго ль окаянному
человека  во  хмелю  аль в руготне под руку толконуть... Бывали дела, оттого
сторожко   и   держимся". Смолкли   ребята,  враждебно  поглядывая  друг  на
друга, но  ослушаться  старшого  и  подумать  не  смели...  Стоит  ему слово
сказать, артель  встанет как один человек и такую вспорку задаст ослушнику,
что в другой раз не захочет дурить...
Read more... )
mislpronzaya: (солнце)
Ай  да Петряй! Клевашный (Проворный, сметливый, разумный.)  парень!-
говорил молодой  лесник

Clever ( клева)- быстрый, проворный, умелый, разумный
mislpronzaya: (солнце)
Из сейфа в здании МВД Беларуси похитили  270 тысяч долларов.
На рождественские праздники из сейфа в здании, в котором находится Главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД!

Это следует из постановления Шевченковского районного суда Киева, опубликованного в Едином государственном реестре судебных решений Украины!Согласно решению суда, следователь следственного управления Главного управления Национальной полиции в городе Киеве обратился в суд с ходатайством о рассмотрении поручения об оказании правовой помощи компетентным органам Беларуси по уголовному делу, возбужденному в отношении неназванного гражданина, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 205 Уголовного кодекса Беларуси (Кража в особо крупном размере).
Как следует из документа, подозреваемый гражданин около 9 часов утра 8 января 2017 года, действуя умышленно, из корыстных побуждений, тайно похитил из сейфа в кабинете № 107 административного здания по адресу: город Минск, улица Революционная, дом 3, денежные средства в размере 269 150 долларов. Днем того же дня он пересек госграницу Беларуси и выехал в Украину, где встречался с гражданкой Украины. Утром 9 января злоумышленник выехал с территории Украины в Румынию, следует из материалов суда.
8 января было воскресенье, а значит, скорее всего, войти в это здание мог только штатный сотрудник силовой структуры.
*Имеющий право входа по выходным и имеющий доступ к сейфу- НАЧАЛЬСТВО!
В ходе расследования уголовного дела возникла необходимость в получении информации у операторов мобильной связи «Киевстар», «МТС Украина» и «Лайфселл» с целью получения доказательств, которые самостоятельно или в совокупности с другими доказательствами могут иметь существенное значение для выяснения обстоятельств преступлений или установления лиц, причастных к их совершению, говорится в решении суда. Однако информация, находящаяся у операторов мобильной связи, является охраняемой законом тайной и получить доступ к ней иначе, чем по постановлению суда, невозможно.
22 марта украинский суд удовлетворил ходатайство следователя об оказании правовой помощи белорусским силовикам и позволил получить право временного доступа к документам, которые находятся во владении оператора мобильной связи, с возможностью получения их копий в бумажном и цифровом виде, говорится в документе.
Получить оперативный комментарий
в правоохранительных органах Беларуси
не удалось.

Нуну! :)
Только $270 000 это небольшие деньги, долго с ними не протянешь.
Нищеброд нейкий украл...

А главный то вопрос, какого хрена ДОЛЛАРЫ лежат в сейфе у борцов с коррупцией?
Должны бины лежать, белорусские рубли!
mislpronzaya: (солнце)
В  лесах работают только по зимам. Летней порой в дикую глушь редко кто
заглядывает.   Не  то что  дорог,  даже  мало-мальски  торных  тропинок  там
вовсе почти   нет;   зато   много  мест  непроходимых...  Гниющего валежника
пропасть,  да,  кроме того, то и дело попадаются обширные глубокие болота, а
местами    трясины   с   окнами. вадьями   и   чарусами...   Это   страшные,
погибельные места  для  небывалого  человека.  Кто  от  роду впервой попал в
неведомые лесные дебри - берегись - гляди в оба!..
     Вот  на  несколько верст протянулся мохом поросший кочкарник. Саженными
пластами  покрывает  он глубокую, чуть не бездонную топь. Это "мшава", иначе
моховое болото.  Поросло  оно  мелким,  чахлым  лесом, нога грузнет в мягком
зыбуне,   усеянном  багуном,  звездоплавкой, мозгушей,  лютиком  и  белоусом
(Болотные  растения:  багун - andromeda; звездоплавка - callitorice; мозгуша
-  geranium  sylvaticum;  лютик  -  aconitum; белоус  - nardis stricta.). От
тяжести  идущего человека  зыбун  ходенем ходит, и вдруг иногда в двух, трех
шагах  фонтаном  брызнет  вода  через едва заметную для глаза продушину. Тут
ходить   опасно,   разом  попадешь в  болотную  пучину  и  пропадешь  не  за
денежку...  Бежать от  страшного  места, бежать скорей, без оглядки, если не
хочешь  верной  погибели...  Чуть только путник не поберегся, чуть только по
незнанию  аль  из  удальства шагнул  вперед  пять,  десять  шагов,  ноги его
начнет затягивать  в  жидкую  трясину,  и  если  не  удастся  ему поспешно и
осторожно выбраться назад, он погиб...
   
Read more... )
mislpronzaya: (солнце)
Тропа  все  одна, нет своротов ни направо ни налево, и нет никаких признаков
близости человека:  ни  осека  (Изгородь или прясла, отделяющие лес от поля,
ее  городят  в  лесных местах,  чтобы пасущийся скот не забрел на хлеб.), ни
просеки,  ни  даже  деревянного двухсаженного креста, каких много наставлено
по заволжским   лесам,   по  обычаю  благочестивой  старины  (За Волгой,  на
дорогах,  в полях и лесах, особенно на перекрестках, стоят высокие, сажени в
полторы   или   две, осьмиконечные   кресты,   иногда  по  нескольку  рядом.
Есть обычай   тайно   от   всех  срубить  крест  и  ночью  поставить его  на
перекрестке.  Кто  перед  тем  крестом  помолится, того  молитва  пойдет  за
срубившего   крест.).

***
Пора же такая, что волки стаями рыщут.
Завтра  ихний  день:  звериный царь именинник
(День 18 февраля  (память  святого  Льва,  папы  римского) в заволжском простонародье
зовется  львиным  днем.  Это, по тамошнему поверью, праздник звериного царя,
его именины.  На  свои именины лев все разрешает своим подданным. К тому дню
волки свадьбы свои пригоняют. ).
***
- Да нам как надо ехать-то, в котору сторону? - спросил Стуколов.  
     -  На  полуночник  (То  есть северо-восток. В Заволжье так зовут страны
света  и ветры:  сивер  -  N,  полуночник  -  NO,  восток - O, обедник - SO,
полдень  -  S, верховник или летник - SW, закат - W, осенник - NW.), отвечал
Патап Максимыч.  
     -  А  мы  на  сивер  чешем, маленько даже к осеннику подаемся. Сбились,
значит.
mislpronzaya: (солнце)
В.И. Даль пишет:
«писать Русскiй через удвоенное «с» неправильно. Это Польша прозвала нас Россiей, россiянами, по правописанию латинскому.
В латинском правописании если одна С, то произносится она, как [з], а если две, то [с]».


----------
Тогда рано умершая дочь Сулеймана Османа Великолепного- "Разие-султан" это именно Россия-султан( в современной транскрипции)

А в Индии

В 1232 году Илтутмуш, после завоевания крепости Гвалиор, вернулся в Дели.
Так как к этому времени умер его старший сын, наместник Бенгалии — Насир ад-Дин Махмуд,
то Илтулмуш вызвав визиря и ряд эмиров объявил им что его наследницей будет дочь Раззия.
- то есть, Россия.
mislpronzaya: (солнце)
Оригинал взят у [livejournal.com profile] edo_tokyo в Страница истории. Дело о нападении на наследника русcкого престола в Японии...
Некоторые исторические загадки, возможно, поможет разгадать решение музея провинциального японского города Оцу  выдать в открытый доступ все без исключения материалы судебного процесса по делу о состоявшемся там в 1891 году нападении на наследника русского престола Николая Александровича Романова - будущего последнего императора России Николая II.
 (601x629, 123Kb)
Цесаревич Николай Александрович Романов. Фото 1890 года.

Широкой публике представлены 984 страниц материалов процесса над полицейским Сандзо Цуда.
Цуда Сандзо (1855—1891)
21 апреля 1891 года он находился в оцеплении, которое было выставлено по ходу прохождения кортежа наследника-цесаревича. Неожиданно полицейский напал на Николая и нанес ему плашмя два удара саблей по голове. Оцу - городок тесный, кареты по его улицам проехать не могли, и Николай передвигался на рикше. Как и сопровождавший его в поездке греческий принц Георг.
Слева цесаревич Николай Александрович, справа греческий принц Георг.

              Цесаревич Николай Александрович в Нагасаки.
Греческий принц Георг, немедленно пришел на помощь наследнику русского трона, который после ударов по голове выскочил из коляски и пустился бежать. Георг тростью отбил новый удар полицейского, но вышибить у него саблю из руки не смог. Зато повезло смелым рикшам - они набросились на нападавшего, обезоружили его и повалили на землю. А потом подоспели и офицеры из сопровождения будущего российского императора. Раны Николая оказались несерьезными, ему сделали перевязку, от госпитализации он отказался. В Оцу, кстати, с тех пор бережно хранится ткань со следами крови последнего русского императора. Несколько нитей из нее были предоставлены российским исследователям, которые в 1990-х годах проводили генетическую идентификацию обнаруженных под Екатеринбургом останков, которые приписывают расстрелянному Николаю и членам его семьи.
 (599x699, 111Kb)
                    Император Николай Второй. 1898. Художник Илья ГАЛКИН

Нападение на наследника престола могущественной России вызвало в Японии шок - поначалу некоторые испугались даже, что Санкт-Петербург объявит в ответ войну. Ушли в отставку министры внутренних дел и глава японского МИД, взявшие на себя ответственность за случившееся. С извинениями на корабль Николая "Память Азова" лично прибыл император Муцухито, хотя придворные уговаривали его этого не делать - вдруг разъяренные русские захватят японского монарха в заложники... Николай, кстати. уверял, что случившееся никак не меняет его представления о японцах, как о добром и приветливом народе. А в адрес цесаревича тем временем шел со всей Японии поток подарков, было получено более 20 тысяч телеграмм с извинениями и соболезнованиями.

Рикши принцев Георга и Николая.
Слева — Китагаити Ититаро,
справа — Мукохата Дзисабуро


Главная загадка этой истории - что побудило дисциплинированного полицейского напасть на высокого иностранного гостя? Некоторые считают, что Сандзо Цуда был психопатом-националистом, который видел в России "потенциального агрессора". Ссылки делаются и на то, что Цуда был по происхождению самураем, которых незадолго до этого в рамках проводившихся в Японии буржуазно-демократических реформ лишили сословных привилегий. Например, носить мечи и особые прически, получать пожизненное пособие. Есть косвенные данные, что Цуда тяжело переживал из-за такого понижения статуса и необходимости служить простым полицейским ради пропитания. Нападавший, по некоторым данным, имел отношение к восстанию недовольных самураев на юге Японии в 1877 году.
Из материалов процесса видно, что полицейский хранил молчание практически в течение всего суда. На вопрос о мотивах нападения он, кстати, указал лишь, что высокий гость не оказал должного почтения памятнику, установленному в честь героев того самого самурайского мятежа 1877 года.
Цуда был приговорен к пожизненному заключению и, по официальной версии, умер в тюрьме от пневмонии. Некоторые уверяют, что он уморил себя голодом. В материалах суда есть протоколы показаний членов его семьи - не исключено, что они смогут пролить свет на мотивы случившегося и психологическое состояние нападавшего.
В музее города Оцу, хранятся и другие экспонаты, связанные с инцидентом - сделанные тогда фотографии, письменные свидетельства очевидцев.
Кстати, сам суд над Цудой в Японии считают важным этапом укрепления в стране правовой культуры. Влиятельные придворные и деятели правительства, чтобы замять инцидент, требовали приговорить полицейского к казни. Однако судья на процессе устоял перед давлением и вынес приговор в точном соответствии с тогдашним законодательством.
Файл:Pamyat'Azova1886-1923.jpg
                                                                                Крейсер «Память Азова»
В книге о сокровищах Оружейной палаты Кремля, есть история об одном из пасхальных яиц Фаберже "Память Азова". Красный рубин на защёлке и красноватые оттенки самого яйца напоминают о нападении на Николая II во время его визита в Японию, когда молодой наследник получил удар мечом от потомственного самурая и чудом остался жив...
 (655x549, 190Kb)
     Император Николай Второй. 1900 Художник Эрнест ЛИПГАРТ
 (646x698, 119Kb)
mislpronzaya: (солнце)
Всегда удивляли слова у русских писателей

"50 тысяч серебром"
"50 тысяч ассигнациями"

Про 50 тысяч золотом врать не буду- такого не помню.
Всюду все путано написано- в разных источниках по-разному
рубль серебром приравненный к 3 1/2 руб. ассигнациями.
т.е 50 тысяч руб серебром = 50 000 х 3.5=265 000 руб ассигнациями?
Непонятно и рубль серебром- "рубль" и рубль ассигнациями тоже "рублем" называется?


Вот, нашелся ценный .pdf

Л. Г. Решетникова
история денег
Учебное пособие
Тюмень Издательство Тюменского государственного университета 2013

Один из немногих источников, который не растекается мыслию, а описывает именно русские денежные реформы - последовательно.
Много вы о реформах Сперанского знали? Я- нет! А теперь узнаю.
рубль серебромRead more... )
mislpronzaya: (солнце)
Сумесныя=совместные прядки от слова "прясть"

рус. беседа, вечорка, вечерница, гостиный, посида, посиделки, посидухи, засядки, посидки, супрядка, супрядки, супрялки, попрядухи, баня, ночлежки, досветки, дозорьки; укр. вечерница, вечер, досвитки; белор. вячоркі, вечарынкі; болг. седенки, попрелки, посяда, вечерка, беленки, трошенки; серб. седелзки; макед. попретки; босн. sjèdanje, sjélo, pos’jélo, dérnek, teférić; словацк. priadky, pdracky; чеш. pratki, польск. prządki, skubaczki, drzeć pierze, obieraczki
mislpronzaya: (солнце)
И при царе, и при большевиках, никогда мне не было понятно, почему в Америке кто угодно мог золото добывать, а в России- ни-ни!
Причем, судя по рассказу, Сибирь как бы отдельно от России- и там люди добывают золото, может, не совсем открыто, но не так запуганы, как в Европейской части.

---
Допреж в Москве постоялый двор
он  держал, и  некие  от  христиан  земляное  масло из Сибири ему важивали в
осетрах  да  в  белугах,  еще в меду. Епископа брат путь-дорогу привезенному
маслу  показывал,  куда, значит,  следует  идти  ему.  Хоть  дело запретное,
да находились  люди,  что  с радостью масло то покупали. Однако ж начальство
сведало.  Тогда  и  пришло  на  мысль епископу,  чем  тайно сбытом земляного
масла заимствоваться,  лучше  настоящим  делом,  как  есть по закону, искать
золота.  В  Сибирь  не  раз  Жировы  ездили прииска открывать. Найти золотой
прииск  там  немудреное дело,  только нашему брату не дадут им пользоваться.
Ты сыщешь,  а  богатый золотопромышленник из-под носу его у тебя выхватит, к
своим  рукам  приберет, а тебя из тайги-то взашей, чтоб и духа твоего там не
было.  
mislpronzaya: (солнце)
Тут упал я к честным стопам старца, открыл перед ним свою
душу,   поведал  ему мои  сомнения:  "Прости,-  сказал  ему,-  святой  отче,
разреши недоуменный  мой  помысл.  Корень  иерархии нашей от греков изыде, а
много  я  видал  греческих властей в Царьграде, и в Иерусалиме, и во Египте:
пестра  их  вера  благочестия обнажена  совершенно. Как же новая иерархия от
столь мутного  источника  изыде, како в светлую реку претворися?"
mislpronzaya: (солнце)
Приезжали в то время к нашему отцу игумну Аркадию зарубежные старцы из молдавских монастырей, в
Питере по сборам были и возвращались восвояси. Два дня и две ночи игумен
Аркадий тайные речи вел с ними, на третий всех молодых трудников призвал
в келью к себе. Пришло нас пятнадцать человек. И стал нам сказывать отец
Аркадий про оскудение благочестивого священства, про душевный глад,
христиан постигший. А есть, говорит, в дальних странах места сокровенные,
где старая вера соблюдена в целости и чистоте. Там она, непорочная невеста
Христова, среди бусурман яка светило сияет. Первое такое место на райской
реке на Евфрате, промеж рубежей турского с персидским, другая страна за
Египтом - зовется Емакань, в земле Фиваидской, третье место за Сибирью, в
сокровенном Опоньском государстве.Read more... )
mislpronzaya: (солнце)
Лет сорок тому назад заволжские катальщики чуть не на всю великорусскую
сельщину шляпы работали. Валяли они и тот "шляпок", что исстари в ходу
по Тверской и Новгородской сторонам - с низенькой прямой тульей,- и
ярославскую "верховку", такую же низенькую, но с тульей раструбом. В
Суздальскую сторону, на Ветлугу, на Вятку, в Пермь и на волжское
Низовье работали шляпы гречушником "с подхватцем, либо "с переломом"; для
Московской стороны "шпилёк московский", на Рязань, на Тулу и дальше
к Украине "шпилёк ровный" да "кашники". Большим подспорьем шляпной торговле
бурлаки в прежнее время бывали. Для них шляпу на особую стать за Волгой
валяли, ни дать ни взять, как те низенькие, мягкие летние шляпы, что теперь
у горожан в моду вошли. И татарам за Волгой белые шляпы валяли. Хоть иной
катальщик и брезговал такой работой: греховное, дескать, дело христианские
руки поганить, катая шляпу на бриту башку бусурманина, но таких не много
бывало, потому что "татарка" товар сходный, никогда, бывало, не
залежится. Много денег за Волгой шляпой добывали, немало досужих работников
шляпа в люди вывела, тысячниками поставила. Теперь не то. Все это было, да
давно и сплыло, а что не сплыло, то быльем поросло.
Совсем подошла теперь шляпа заволжская. Хоть брось совсем. Спрос
малый, сбыту вовсе почти не стало. Годов тридцать тому назад какой-то
кантауровец (Кантаурово - село на реке Линде, за Волгой, верстах в двадцати
от Нижнего Новгорода, один из центров валеночного промысла. По имени этого
села всех вообще заволжских катальщиков, приготовляющих шляпы и
валеную обувь, нередко зовут кантауровцами.) ушел на житье в Тверскую
сторону и там, где-то около Торжка, завел родимый свой заволжский промысел.
Сразу разбогател. Новые соседи стали у того кантауровца перенимать валеное
дело, до того и взяться за него не умели; разбогатели ли они, нет ли, но за
Волгой с той поры "шляпка" да "верховки" больше не валяют, потому что
спросу в Тверскую сторону вовсе не стало, а по другим местам шляпу
тверского либо ярославского образца ни за что на свете на голову не наденут
- смешно, дескать, и зазорно. С легкой руки кантауровца и другие
заволжане по чужим сторонам пошли счастья искать и развезли дедовский
промысел по дальним местам. Спросу на шляпу за Волгой оттого стало еще
меньше. А тут пароходы на Волге завелись, убили бурлачество, тогда и
бурлацкой шляпе пришел конец. А больше всего бед наделал картуз. Вышел он
на Русь из неметчины, да не из заморской, а из своей, из той, что лет сто
тому назад мы, сами не зная зачем, развели на лучших местах саратовского
Поволжья.
Дешевый картуз вытеснил более ценную стародавнюю шляпу, и
осталась она лишь праздничным убором молодежи, да еще степенные, седые
мужики пока еще не променяли дедовских шляп на нововводный картуз.

грешневик
Крестьянин в грешневике, конец 19 века

Русские шляпы разн. видов зовутся: кучерская или прямая, ровная; с подхватом; с переломом; шпилек простой или бурлацкая; шпилек московский; шпилек ровный; кашник; верховка; шляпок, ямская; поповская. Есть еще: срезок, похожая на верховку; буфетка, на подхватную и пр.

Read more... )
mislpronzaya: (солнце)
По левому берегу Волги тянется
безлесная полоса верст в 20-25 шириной. Здесь в старину был лес; остатки
пней местами сохранились, но он давно или вырублен, или истреблен пожарами
и буреломами. Эта полоса зовется чищею. Раменью называется окраина лесов,
прилегающих к чище. Красная рамень - окраина леса хвойного: сосны, ели,
лиственницы; черная рамень - окраина лиственного леса. Есть за Волгой
местности, которым свойственны названия Красной рамени и Черной рамени,
как собственные имена. Таким образом, например, в Семеновском уезде,
Нижегородской губернии, есть большие населенные пространства, носящие
названия Красной и Черной Раменей.


* Предполагаю потому, что опавшая хвоя на земле кажется красной зимой, а лиственный перегной- черным
mislpronzaya: (солнце)
Все помнят в советское время "серванты с хрусталем и сервизами"-
оказывается, так сказывается биологическая генетическая память демонстрации богатого приданого.
Точно так же ведет себя австралийская птица шалашник.
Место для брачной встречи скромно одетый самец этой птицы тщательно украшает.
Построив любовный шалаш, он носит к нему ракушки, блестящие крылья жуков, цветы,
раскладывает серебристой изнанкой кверху листья растений - так называемый "предэстетический импульс".


Накануне из города привезли Чапурину две горки
красного дерева за стеклами, их поместили по углам. Аксинья
Захаровна вынимала из сундуков серебряную и фарфоровую
посуду, приготовленную дочерям в приданое, Настя и Параша расставляли ее
каждая в своей горке. Патап Максимыч каждый раз, как бывал в Москве иль у
Макарья, привозил дочерям ценные подарки, и в продолжение нескольких лет
накопилось их довольно. Ожидая в гости жениха, он, бывши последний раз в
городе, купил в мебельной лавке горки, чтобы все свои подарки
выставить напоказ. Знали бы, дескать, Снежковы, что дочери у него не
бесприданницы.

Весело уставляла Настя "свою" горку серебром и фарфором
mislpronzaya: (солнце)
"Свадьба уходом" - в большом обыкновенье у заволжских раскольников.
Это - похищение девушки из родительского дома и тайное венчанье с нею
у раскольничьего попа, а чаще в православной церкви, чтоб дело покрепче
связано было. Венчанье у раскольничьего попа поди еще доказывай, а в церкви
хотя не по-старому венчаны, хоть не посолонь вкруг налоя вожены, да
дело выходит не в пример крепче: повенчанного в великороссийской с женой не
развенчаешь, хоть что делай. Оттого при "свадьбах уходом" раскольники
больше и бегают к церковному попу, особенно если бедняку удастся подхватить
дочь тысячника.
Обычай "крутить свадьбу уходом" исстари за Волгой ведется, а держится
больше оттого, что в тамошнем крестьянском быту каждая девка, живучи у
родителей, несет долю нерадостную. Девкой в семье дорожат как даровой
работницей и замуж "честью" ее отдают неохотно. Надо, говорят, девке
родительскую хлеб-соль отработать; заработаешь - иди куда хочешь. А срок
дочерниных заработков длинен: до тридцати лет и больше она повинна у отца с
матерью в работницах жить.
Девки не бойкие, особенно те, кого бог красотой обделил, засиживаются
и стареют в родительском дому за денноношной работой. Минет тридцать лет -
куда ей деваться? Редко выищется такой человек, чтобы взял за себя старую;
разве иная за вдовца старика на большую семью пойдет. Старой девке середь
молодых уж и места нет - все ее чуждаются... Ни на супрядки зимой, ни
в хороводы летом... Молодые парни в глаза смеются над перестаркой... Куда
деваться, к чему себя пристроить, а умрут отец с матерью, куда приклонить
голову?.. И принимается девка за "душеспасенье": в скит пойдет,
либо выпросит у отца кельенку поставить на задворице, и в ней, надев черный
сарафан и покрыв черным платком голову, в знак отречения от мира, станет за
псалтырь заказные сорокоусты читать да деревенских мальчишек грамоте
обучать,- тем и кормится. По времени в келейку ее три-четыре таких же
старых девок наберется, заведут они "общежитие",- смотришь, маленький
скиток в деревне завелся: и моленная в нем и служба вседневная,
покуда полиция, проведав про богомолок, не разгонит их по своим местам,
откуда которая пришла.
Девка побойчей да покрасивей не так делает. Спознается на супрядках
либо в хороводе с молодым парнем, непременно из другой деревни, полюбят они
друг дружку и станут раздумывать, отдадут родители девицу "честью", аль
придется свадьбу уходом играть. Нет надежды на согласие, девушка тихонько
сберет приданое и всю одежу, какая есть у ней, передаст возлюбленному,
а потом и сама на условное место придет. Жених кидает невесту в сани и с
товарищами мчится во весь опор к попу. Родители, узнав про уход дочери,
тотчас лошадей запрягать, в погоню скакать, родных, соседей на
ноги поднимут, рассыплются по всем сторонам беглецов искать. Случается, что
настигают. И тогда зачнут у поезжан "отбивать невесту"... Иной раз тут дело
до крови доходит. Но не всегда так бывает; обыкновенно жених с невестой
успевают доскакать до попа и обвенчаться. Затем муж везет молодую жену к
своим родителям, те уж дожидаются - знают, что сын поехал сноху им
выкрасть, новую даровую работницу в дом привезти, с радостью встречают они
новобрачных. На другой, либо на третий день новобрачный с женой
отправляется к тестю прощенья просить. Там принимают его с бранью, дочь
с проклятьями. Вся деревня сбежится смотреть, как молодые, поклонясь в
землю, лежат, не шелохнувшись, ниц перед отцом, перед матерью, выпрашивая
прощенья, а отец с матерью ругают их ругательски и клянут, и ногами
в головы пихают, а после того и колотить примутся: отец плетью, мать
сковородником. Наконец, уходится сердце родительское. За побоями да за
бранью мировая следует, но уж кроме того что успела невеста жениху перед
уходом передать, никакого приданого ей не дается. Не бывает при свадьбе
уходом ни "горного стола", ни подарков, все оканчивается двумя обедами
родителей одних и других. Случается, и это бывает нередко, что родители
жениха и невесты, если не из богатых, тайком от людей, даже от близкой
родни, столкуются меж себя про свадьбу детей и решат не играть свадьбы
"честью", во избежание расходов на пиры и дары. А велят деткам самим
справлять свадьбу, как знают. При этом, однако ж, весь обряд чин чином
соблюдается: и погоня во все стороны, и брань с проклятиями при встрече, и
топанье ногами, и битье плетью и ухватом на глазах сбежавшейся деревни: все
как следует. Но когда родительское сердце утолится и руки
колотить новобрачных устанут, мирятся, и тем же ухватом, что мать дочку
свою колотила, принимается она из печки горшки вынимать, чтоб нарочно
состряпанным кушаньем любезного зятюшку потчевать.

* Похоже на обычай "украсть невесту" на Кавказе.
mislpronzaya: (солнце)
"Помочью" , иначе "толокой", называется угощенье за
работу. Хозяин, желающий какое-нибудь дело справить разом в один
день, созывает к себе соседей на работу и ставит за нее сытный обед с пивом
и вином. "Помочане" работают и утром и после обеда и в один день
управляются с делом. На "помочи" сзывают большей частью крестьяне
недостаточные, у которых в семье мало рабочих. Люди богатые, тысячники не
делают "помочей". У сельских попов полевые работы все больше "толокой"
справляются.


* В Белоруссии толока тоже очень распространена. Мовнюки называют ее тАлАка и поччитают "чисто белорусским обычаем".
mislpronzaya: (солнце)
-  Какой же грех,- сказала мать Манефа,- лишь бы было заповеданное.
  И у нас  порой  на  мирских людей мясное стряпают, белицам тоже ину пору.
 Спроси дочерей, садились  ли они у меня за обед без курочки аль без говядины во дни
положенные.
   -  Не  бойсь, спасёна душа,- шутливо сказал Патап Максимыч,- ни зайцев,
ни  давленых  тетерок на стол не поставлю; христиане будут обедать.


*давленые тетерки- тетерки, попавшие в силки и удушенные(удавленные) петлей.


Нечистые и чистые животные в разных культурах

О пищевых запретах староверов   :

По церковным Правилам христианам запрещается есть рыбу без чешуи (сома, осетра, угря), раков и иные морепродукты (креветок, кальмары), нельзя есть мясо зайцев, бобров, белок, конину, ослину, собачатину, мясо некоторых птиц. Употребление свинины допустимо, однако мясо, как и любое другое разрешенное, должно быть приготовлено так, чтобы в готовом блюде не осталось крови; поэтому, например, «бифштекс с кровью» — непозволительная для христиан пища.
Например, среди отдельных групп старообрядцев в Коми существовал запрет на употребление сахара. На Средней Печоре до середины XX в. считалось, что при производстве сахара используются человеческие кости и бычья кровь.
В рукописных сборниках XVII-XIX вв. широко было распространено сочинение «Сказание от книги, глаголемыя Пандок...», в котором происхождение табака и картофеля связывается с растениями, выросшими на месте могилы блудницы.

* что странно, потому что картофель в России стали разводить только с 18 века, примерно тогда же стали завозить и табак?
В 1765 году российским правительством была признана полезность выращивания картофеля. Был издан специальный указ и выпущено « Наставление о разведении и употреблении земляных яблоков». В этом же году осенью в Ирландии закупили около 500 пудов картофеля и отправили его в Москву, а оттуда предполагалось разослать его по губерниям.
mislpronzaya: (солнце)
В  той  стороне  помещичьи  крестьяне хоть исстари бывали, но помещиков
никогда  в  глаза  не видали. Заволжские поместья принадлежат лицам знатным,
что,  живя  в  столице либо  в  чужих  краях,  никогда в наследственные леса
и болота  не  заглядывают. И немцев-управляющих не знавал там народ. Миловал
господь. Земля холодная, песчаная, неродимая, запашку заводить нет расчета.
Оттого помещики  и  не  сажали в свои заволжские вотчины немцев-управляющих,
оттого  и  спас  господь  милостивый Заволжский  край  от  той  саранчи, что
русской сельщине-деревенщине  во  времена  крепостного  права приходилась не
легче  татарщины,  ляхолетья  и  длинного  ряда недородов, пожаров и моровых
поветрий.

  Все  крестьяне  по Заволжью  были  оброчные,  пользовались  всей
землей сполна  и  управлялись  излюбленными миром старостами. При отсутствии
помещиков   и  управляющих  так  называемые тысячники  пользовались  большим
значеньем.  Вся промышленность  в их руках, все рядовые крестьяне зависят от
них  и никак из воли их выйти не могут. Такой тысячник, как Патап Максимыч,-
а  работало  на  него до двадцати окольных деревень,- жил настоящим барином.
Его воля  -  закон,  его  ласка  - милость, его гнев - беда великая... Силен
человек: захочет, всякого может в разор разорить.

Profile

mislpronzaya: (Default)
mislpronzaya

April 2017

S M T W T F S
       1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 202122
23242526272829
30      

Syndicate

RSS Atom

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 20th, 2017 06:44 pm
Powered by Dreamwidth Studios